«Течение времени стремительно, а времена года сменяют друг друга плавно», — отметили китайцы и разделили год на двадцать четыре сезона, дав каждому поэтичное и мудрое название. Но, может быть, главная мудрость заключается в том, чтобы делить год только на четыре времени года, ждать каждое из них, предвкушая его наступление. Ведь в предвкушении таится энергия радости. Пробудить ее преобразующую силу можно, создав интерьер дома, воплощающий любимое время года, как делает это архитектор Ирина Шаманова.— журнал «Очаг» апрель-май 2007 г.
— Какое время года наиболее Вам импонирует?
Конечно, по первому зову сердца хочется крикнуть — лето! С запахами травы и пыльных дорог, с утомляющей порой жарой и прохладными вечерами. Но это время так скоротечно! Может быть, весна? Пора надежд, радостных, светящихся красок. Но в этой радости уже заложено сомнение: суждено ли сбыться нашим ожиданиям?
Размышляя на эту тему, я сделала для себя неожиданный вывод: я люблю конец зимы. Потому что это — колыбель весны. Лаконизм красок обостряет зрение, и начинаешь замечать зимние тона, ускользающие весной — голубизну и зелень льда и белый, романтичный и чистый — создающие сказку о Снежной королеве. Возможно, это главное — умение увидеть красоту в малом: в одном цветке — весь сад.
— Учитываете ли Вы при создании интерьера любимое время года заказчика, его веру в астрологию, фэн-шуй и другие философские воззрения?
Для того, чтобы интерьер отвечал запросам заказчика, необходимо учитывать его психотип.
Сначала я взвешиваю те психологические и философские предпочтения, привычки заказчика, которые совпадают с основным набором личности. При знакомстве с заказчиком я стараюсь понять, в какой форме он лучше воспринимает информацию: в зрительной, звуковой или через ощущения.
Например, одному из моих заказчиков, увлекающемуся горнолыжным спортом, очень понравилась идея решения потолков в виде раскручивающейся стеклянной спирали, напоминающей снежный вихрь.
Для людей, способных мощно чувствовать и действовать, очень важно ощущать не только текстуру поверхностей, но и энергетику жилища. В этом случае я руководствуюсь основами фэн-шуй как программой «интунтивного пользования».
На мой взгляд, сейчас сформировалась еще одна философская концепция, которую я назвала бы «Процесс как ценность».
Для человека процесса важны не картинки восходов и закатов, а ощущение динамики жизни и, как следствие, динамика интерьера. Скорее всего, в таком интерьере будут преобладать не мягкие природные тона, а стальной серый, голубой и красный.
У меня был опыт работы с двумя заказчиками-«людьми процесса». Оба они предпочли трансформирующееся пространство и богатую режиссуру света, а в одном случае для гостиной даже была выбрана мебель на колесиках. Это принцип новой философии в действии: «Я пока ничего не меняю, но в любой момент могу это сделать».
— Какое время года Вы считаете наиболее привлекательным для создания комфортной среды в частном и общественном пространстве?
Мои предпочтения в выборе времени года для жилого или общественного интерьера связаны с различиями в восприятии пространства и времени весной-летом и осенью-зимой. В первом случае ход времени будто ускоряется, и мы летим, жадно впитывая яркие краски и звуки -все то, чего нам не хватает дождливой осенью и замораживающей все чувства зимой. Хочется охватить пространство «по-крупному», решить интерьер в целом.
Такой подход уместен при создании общественного интерьера, например, офиса, банка.
Интровертная и пассивная осень способствует сосредоточенности и философскому осмыслению деталей. Мне кажется, именно такой настрой важен при создании комфортной среды в жилом интерьере, т.к. успешный и счастливый Дом может жить столетия.
Осень и ранняя зима пробуждают приятные воспоминания, особенно этому способствует классическая обстановка, природные цвета и материалы. Внимательное прочтение планировки, проработка отдельных элементов интерьера, неспешное наполнение жилища деталями делает его гармоничным и законченным, наполненным смыслом, теплом и жизнью.
— В чем может выражаться настроение каждого времени года в интерьере?
У каждого человека в оценках архитектурных стилей возникает ряд ассоциаций, в том числе связанных с временами года. Эти ощущения очень индивидуальны: из чужого притягательного образа жизни заимствуется не только эстетический, но и эмоциональный компонент эмоций.
Чистота японского стиля — это способ создать эмоционально разряженное пространство, в котором есть тайна, недосказанность и красота. В лаконичной черно-белой гамме такой интерьер будет ассоциироваться с прекрасным зимним пейзажем. А если выбрать бело-розово-сиреневую гамму, то можно создать образ цветущей сакуры.
Английская классика с камином, мягким пледом в кресле, мелким цветочным рисунком на обоях скорее будет восприниматься как немного грустный осенний мотив: лето ушло, а я еще многого не успел… Но в этой грусти уже живет надежда: здесь и сейчас, у камина, мне так тепло и уютно, я немного отдохну, а потом…
А потом можно в этот интерьер поставить изящные вазы с живыми цветами и повесить на окна нежный тюль, внести в сдержанную гамму небесно-бирюзовый оттенок, и — о чудо! — мы почувствуем приближение весны. Даже прагматичный конструктивизм можно наполнить ощущением природной ностальгии, используя цветную штукатурку, деревянные конструкции.
Есть стили, которые невозможно трансформировать в другое время года.
Вряд ли царственный и по-летнему праздничный ампир захочет жить в осенней грусти, а одетое в меха и золото ар-деко — довольствоваться только одним скромным цветком. Есть стили, которые не хочется видоизменять: сдержанное этно Скандинавии, веселое и красочное — Африки и Таиланда, солнечное и манящее — Египта.
Есть еще один стиль — мой любимый — модерн. И в традиционном прочтении, и во всех его извращенных проявлениях — пост-, нео-… Он настолько органичен с природой, что поразительно живуч и многолик. В черно-белой гамме — графичен и напоминает кору липы зимой, в розово-зеленых оттенках становится по-летнему наивным и притягательным, а пастельные тона передают романтичное настроение ранней весны.
Один из постулатов фэн-шуй таков: нет ничего конечного, одно плавно перетекает в другое, и завершение оказывается всего лишь новым витком. Я думаю, если архитектор сможет увидеть в заснеженной пустыне цветущий сад и воплотить это в интерьерных формах, то и он, и его заказчики будут по-настоящему счастливы.